Профилактика пожарной безопасности. Советы родителям при беседе с детьми.

Большинство «детских пожаров» случаются в дошкольном возрасте. Именно поэтому, основы безопасности и первые знакомства с огнём – закладывают родители и воспитатели.

Если подойти к горящей свечке вместе с ребёнком, малыш поймёт, что от пламени исходит тепло, которое может быть очень горячим. Будьте аккуратны, ребёнок не должен обжечься!

Когда учить детей пожарной безопасности?

Дети воспринимают информацию лучше в возрасте 3-6 лет. В этом возрасте нужно научить ребенка правилам безопасности и объяснить, насколько опасен, может быть огонь. Придет время, и ребенок начнет проявлять особой интерес к огню. Не упустите этот момент - настало время познакомить малыша с огнем и рассказать о правилах безопасности.

Яркое пламя – это очень интересный для ребенка предмет. Подобные ситуации откладываются в детской памяти на всю жизнь, и, взрослея, ребенок будет знать насколько оно опасно.

Что делать если ребенок совсем маленький?

Спички, свечки, зажигалки, опасные электроприборы, легковоспламеняющиеся предметы и т.д. – необходимо хранить в местах недоступных ребенку. Проследите, чтобы ребенок не видел, что от него что-то прячут. Необходимо чтобы ребенок понял: пока он не научился пользоваться бытовыми приборами – трогать их нельзя. Пройдет время, и малыш поймет все сам.

Расскажите ребенку, как следует вести себя при пожаре!

1. Ребёнок должен знать свой адрес, Ф.И.О. и номер телефона! Выучите эту информацию вместе с ним.

2. Огнеопасные приборы храните в недоступном от ребёнка месте.

3. Показывайте своим примером, что вы выключаете электроприборы, особенно мелкие приборы (утюг, фен, кофеварка, чайник и т.д.)

4. Расскажите, что в деревне или на даче без взрослых нельзя, подходить и включать обогревательные приборы (камины, батареи).

5. Не забывайте напомнить, что «спички – детям не игрушка»!

Как дети реагируют на первые признаки пожара?

Огонь – это страшно! Что вы бы сделали на месте ребёнка? Да, спрятались бы в укромном месте, где бы вас никто не нашёл.

Даже если ребёнок захочет сообщить об опасности, страх – парализует! Ребёнок может кричать, но в таких случаях голос обычно садиться.

Пожарные в масках и широких костюмах - выглядят страшно. Ребёнок может напугаться, подумав, про что- то страшное из мира сказок.

Попробуйте придумать сказку о «маленьком неукротимом огоньке», расскажите, как быстро он растет и с какой скоростью умеет перемещаться. Подобные истории помогут ребенку ощутить силу и опасность огня. Таким же образом можно придумать правила безопасности. Для ребенка это будет очень полезно, а вам поможет избежать лишних хлопот.

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

1. Не притрагиваться к огню, а звать на помощь взрослых!

2. Если взрослых нет дома, выйти из квартиры и обратиться за помощью к соседям!

3. Не искать укрытия в горящей квартире!

4. Не спускаться на лифте, а бежать вниз по лестнице!

5. Если квартира заперта, не поддаваться панике, а звонить 01 или 112 и звать на помощь соседей!

Необходимо помнить, что опаснее огня может быть только дым. Чтобы не задохнуться при пожаре, следует дышать через мокрую марлю и ползти к выходу, не поднимаясь на ноги. Дым имеет свойство подниматься вверх.

Родителям нужно постараться не напугать ребёнка, а вызвать у него желание быть внимательным и осторожным.

Огонь – это очень большая опасность!

Нужен ли план эвакуации?

Факт: Рисуя ситуации по правилам пожарной безопасности и план эвакуации – вы поможете ребенку не напугаться и усвоить материал.

1. Разработайте план, согласно которому, у вас будет два аварийных выхода.

2. Покажите ребенку, каким будет план во время эвакуации.

3. Схематично изобразите планировку комнаты все выходы и входы.

4. Чтобы не напугаться, ребёнок должен знать все методы оказания первой помощи.

5. План эвакуации лучше повесить напротив двери в доступном для всех месте.

6. Напишите номера телефонов экстренных служб и положите под телефон. Пожарные и спасатели МЧС – 01 и 112.

7. Научите ребёнка открывать запертую изнутри дверь.

Как случаются пожары?

Существует много причин возникновения пожара, но часто именно неосторожность и детская шалость служат поводом для огня. Когда ребенок остается один, особенно проявляется его стремление к самостоятельности. Дети в своих разнообразных играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их поведение. Детям хочется, как можно скорее, все узнать и испытать. Нельзя быть уверенным, что оставшись без присмотра, он не решит поиграть с опасными приборами. Родители должны помнить, что оставлять детей одних очень опасно. В случае пожара малыш не сможет самостоятельно выбраться. Помните, что спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в укромном месте.

Что может послужить причиной пожара?

1. Ребёнок, увлечённый своей игрой, может положить игрушку в микроволновую печь. Включив её, микроволновая печь сразу же заискриться.

2. Оставленный на кухне ребёнок может включить конфорку плиты, даже не осознав это.

3. Включая, выключая лампочки, ребёнок может вызвать перенапряжение в сети. Лампочка может взорваться и стать причиной пожара.

4. Оставленные свечи после детского праздника или ухода гостей, могут сжечь весь этаж.

5. Пробегающий ребёнок может опрокинуть работающий утюг на ковёр, тот загорится моментально.

6. Дети любят играть с проводами. Если ребёнок перегрызёт провод - случится беда.

7. Любые электроприборы могут выйти из строя прямо у вас на глазах и воспламениться.

Проверяя правила пожарной безопасности – не забывайте задавать детям вопросы:

Начался пожар. 
Что делать?

Звонить – 01, 112. Сказать фамилию, адрес, когда начался пожар.

На столе лежат спички. 
Можно ли их взять?

Нет. Брать спички 
детям опасно.

Огонь только начал разгораться. 
Чем его потушить?

Одеяло из плотной ткани, кожаная куртка, мокрое полотенце, огнетушитель.

Мама забыла на доске утюг. Можно проверить как он работает?

Нельзя. Нужно 
попросить взрослых.

Как следует вести себя во время пожара?

Не прятаться, 
не паниковать.

На столе стоит чайник. Можно ли включить его мокрыми руками?

Нельзя. Вода – проводник тока. Нужно попросить включить взрослых.

Родители, давайте следовать урокам пожарной безопасности и обучать наших детей быть внимательными и осторожными.

Помните: подобные уроки должны начинаться с самого раннего детства. Пожар легче предотвратить, чем его потушить.

Не забывайте: гораздо легче предотвратить пожар, чем его потушить. Простые меры предосторожности помогут вам обезопасить себя и своих детей.

Консультация для родителей детей младшей группы «Утренняя гимнастика в детском саду и дома»

Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети.

Утренняя гимнастика – это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться и в дни праздников, и в то время, когда ребёнок выезжает с родителями на отдых в одно и то же время, продолжительностью 5-10 минут.

Утренняя гимнастика должна проводиться систематически. Тогда ребёнок, приходя в детский сад, после выходных или отпуска не будет испытывать боль в мышцах (плечевого пояса и рук, брюшного пресса, спины и ног). Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.

Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Наблюдая за ребёнком, родители могут отметить, что при небольшом утомлении во время физических упражнений настроение ребёнка останется спокойным, ровным, он бодр, жизнерадостен, у него хороший аппетит, сон.

Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.

В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем как выполнять зарядку в соответствующем темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Можно спросить у воспитателей комплекс утренней гимнастики, который выполняют дети в детском саду. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку.

В домашних условиях можно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д.

Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом.

Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук.

Эти упражнения:

• способствуют выпрямлению позвоночника;

• укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

• формируют правильную осанку.

Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени. Утренняя гимнастика для детей 4 -7 лет может включать следующие упражнения:

1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.

2. Приседаем, вытягивая руки вперёд. Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов.

3. Наклоны туловища в разные стороны (назад, вперёд, вверх и вниз)Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины. Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность позвоночника.

4. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево)Укрепляются боковые мышцы туловища.

5. Прыжки и бег на месте или по комнате (площадке)Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в организме.

6. Различные маховые движения руками и ногами. Увеличивается эластичность и подвижность суставов.

7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны. Успокаивает сердцебиение и дыхание.

Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами – бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться, усиливает деятельность всех систем и организовано начать день. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду, быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног). В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба. Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб восстановить все системы организма.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение. Правильно подобранные физические упражнения должны соответствовать развитию двигательных навыков ребенка и, главное, содействовать своевременному развитию этих навыков.

Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Все мы знаем, что спеша на работу или по другим делам мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака. Утреннюю гимнастику в детском саду проводит либо воспитатель, либо преподаватель физической культуры. Желательно помещение, где проводится утренняя гимнастика проветрить за несколько минут до прихода детей.

Гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При периодических занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья полезно всем – и пожилым людям и детям. А подбирать упражнения нужно с учетом возраста, состояния здоровья, подготовленности.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий. Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры. Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики.

Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. О значении гимнастики знали ещё греки и римляне, которые активно ей занимались. Именно с тех времён дошла до нас утренняя зарядка и гимнастика. И она не утратила своего значения и сегодня. Особенно большое значение зарядка и гимнастика имеет для детей. Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. В условиях нашего изменчивого мира и условий жизни (например, развитие компьютерных технологий) мы всё больше развиваемся как "неподвижное общество". Это имеет фатальное воздействия на здоровье наших детей!

Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечнососудистой, дыхательной, нервной и т. д., подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня. Длительность утренней гимнастики для детей 3—4 лет составляет 5— 6 минут, постепенно время увеличивается и в подготовительной к школе группе доходит до 10—12 минут. В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки, развитие физических качеств, умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.

В результате проведённых новейших исследований "подвижные” дети легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.

Консультация для родителей

«Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.

Уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса в день. Попутно можете тренировать его в математике, например во время игры в магазин попросите у ребёнка-продавца три красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамелек, пусть он разложит конфеты в два пакета поровну.

Можно поиграть в зоопарк. «Купите» билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, млекопитающие, рыбы, чем они питаются. В ходе игры обратите внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними. Здесь ребенок может претворять свои идеи в одиночку, что является неплохой тренировкой перед этапом коллективных игр, когда, взрослея, ребенок копирует не только внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и внутреннее - начинает показывать, что этот персонаж сделал бы в такой-то или такой-то ситуации. В любом случае,игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира, и, как правило, дети для игры объединяются по трое-четверо. С психологической стороны, такие совместные игры помогут проработать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения. 

Если ребенок копирует, имитирует в основном действия отрицательных персонажей, не спешите расстраиваться. Вступите в игру положительным персонажем, объясните, как хорошо поступить. И помните, что в большинстве случаев ребенок лишь отображает жизнь взрослых вокруг него. Постарайтесь следить, чтобы в вашем поведении не было отрицательных моментов.

Ну и, конечно же, игры в летчика, продавца, шофера, моряка и многие другие. Усложняйте правила игры, добавляйте несколько предметов и несколько действий.

Используйте более сложные сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, а принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры. Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.

 Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи». Или семья едет в гости. Развиваются сюжеты «путешествие», «гости», «хозяюшка». Активно развиваются ролевые диалоги.

Поиграйте с детьми, например в игру «Кино».

Можно заранее приобрести проектор или подобрать «домашний кинотеатр». Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.

Девочки любят играть в парикмахерскую. Предложите кукле с длинными волосами сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Расскажите ребёнку об обязанностях парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.

К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала (черепашки-ниндзя, гонщики, почта, поликлиника, кинотеатр, поход в гости и другие сюжеты).

Кстати, выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы  «им дали роль», третьи отказываются играть. Понаблюдайте за своим ребёнком!

 

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило,  любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше. 

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  1. Игра не должна строиться на принуждении.
  2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
  3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

 

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

23.03.2021
Семейное чтение
23.03.2021

Уважаемые родители!

Семейное чтение, к сожалению, становится редкой семейной традицией. Из собеседования с родителями воспитанников моей группы детского сада, становится огорчительно, что дети все реже и реже слышат из уст старших рассказывание сказок, чтение детской художественной литературы. Многие родители обратились ко мне с вопросами: «Какую литературу выбрать для детей?», «Книги каких авторов лучше читать для малышей?» и т.д. В помощь родителям располагаю перечень художественной литературы, с которой можно знакомить детей в зависимости от возраста. Предлагаемый перечень литературы составлен методистом МБДОУ Детского сада № 6 «Жемчужинка» Лалетиной С.И. к образовательной программе для детей раннего и дошкольного возраста «Из поколения в поколения».

 Приятного чтения в кругу семьи!

 

Примерный перечень при ознакомлении с художественной литературой с детьми   раннего возраста (2-3 года):

Фольклорные заклички, песенки, потешки, приговорки, прибаутки, пестушки

Пальчик-мальчик, где ты был»; «Водичка-водичка»; «Курочка-рябушка, куда ты пошла»; «Дождик, дождик веселей»; «Дождик, пуще»; «Солнышко, солнышко»; «Ехали-ехали»; «Поехали с орехами»;   «Потягушки – вдоль растушки»; «Наловил дед щук»; «Потягуня-потягушечки»; «Мешу, мешу тесто»; «Кис-кис, мок-мок»; «Этот пальчик дедушка»; «Этот пальчик хочет спать»; «Кап-кап, тук-тук»; «Кошка»; «Мы проснулись»; «Носик, носик!»; «Глазки? Вот!»; «Петушок»; «Ешь, собачка»; «Зайка, зайка, попляши»; «Оп! Ап! Сели»; «Промочил котёнок лапки»: «Светит солнышко»; «Солнышко яркое»; «Дождик»; «Тучка»; «Солнце по небу гуляло»; «Вот собачка Жучка»; «Ходит Васька серенький»; «Встало утром солнышко»; «Из-за леса, из-за гор»; «Тили-бом!»; «Уж я косу заплету»; «Уж ты, котинька-коток».

Сказки и рассказы                               

«Теремок», «Репка», «Колобок» (в пересказе К.Д.Ушинского), «Курочка ряба» (в пересказе М.Булатова), Г.Г. Казачинова: «Домашние животные и птицы» из книги «Ква-ква».    

Поэзия

«Нос, умойся!» Э. Мошковская; «Хлюп-хлюп» С. Капутикян; «Спящий котёнок»  Ф. Грубин; «Жук проснулся»  В. Бирюков; «Петух»   Г.Бойко; «Кто скорее допьёт»  С. Капутикян; «Курица» - англ.народная песенка (в обр. К.Чуковского).

  

Примерный перечень при ознакомлении с художественной литературой с детьми   младшего дошкольного возраста (3-4 года):

Фольклорные заклички, песенки, потешки, приговорки, прибаутки, пестушки

«Вылейся, водичка», «Стучит, бренчит по улице», «Дай молочка, бурёнушка», «Ранним-рано по утру», «Куда, Фома, едешь?» «Скачут побегайчики», «Выходи скорее в сад», «На реке камыши», «Тучка прячется за лес», «Ну-ка, братцы, за работу»; «Травка-муравка со сна поднялась»; «Расти, коса, до пояса»; «Вышла кисонька на мост»; «Конь бежит».

Сказки

«Колосок» (украинская народная сказка), «Рукавичка» (украинская народная сказка в обр. Е.Благининой), «Заюшкина избушка» (русская народная сказка), «На машине» (Н.Павлова), хакасские народные сказки: «Медведь и барсук», «Волшебный петух».

Рассказы

«Козёл» (К.Ушинский), «Кыш» (Я.Тайц), «Зайчата» (Е.Чарушин), «Цыплята и воробьята» (отрывок по Ю.Дмитриеву), «Утята и цыплята» (отрывок по Ю.Дмитриеву), «Как Сашу обожгла крапива» (Н.Калинина).

Региональные произведения: «Кто рано встаёт» (И.Топоев), «Дикие животные и птицы» (Г.Г. Казачинова).

Поэзия

«У крылечка» (Б.Иовлев), «Сапожник» (Б.Заходер), «На прогулку» (О.Кригер), «Курицы на улице» (А.Прокофьев), «Как на горке - снег, снег» (И.Токмакова), «Снег идёт» (М. Познанская), «Сосульки» (Д.Чулко), «Сосулька» (А.Горбунов), «В ручейке вода струится» (М. Познанская), «На посадке» (Ф. Троицкий).

Для запоминания

«Дружеский совет» (С.Маршак), «Моя мама» (В.Руссу), «Переплётчица» (Б.Заходер), «Холодно» (О.Высотская), «О чём поют воробушки» (В.Берестов), «Про бычка» (П.Воронько).

  

Примерный перечень при ознакомлении с художественной литературой с детьми   среднего дошкольного возраста (дети 4-5 лет):

Фольклорные заклички, песенки, потешки, приговорки

«Радуга-дуга», «Сей, сей горох», «Уродитесь, бобы!», «Бабочка-коробочка», «Божья коровушка», «Ветер-ветерцо», «Сбил, сколотил – вот колесо», «Где ты, брат Иван?», «Лень, отвори дверь!», «Ай-да Маняшка!»; «Чики-чики, кички».

Сказки

«Зимовье зверей», «Лиса и заяц» (русские народные сказки в пер. А.Н.Толстого), «Горшок каши» (братья Гримм), «В одном доме» (В.Осеева), «Хочу бодаться» (С.Михалков), «Кто кого?» (С.Михалков), «От чего у зайца длинные уши», «Лепёшки» (сказки народов Севера), «Колосок» (украинская сказка), «Как наказали медведя» (тофаларская сказка).

 Региональные произведения: «Любопытный зайчонок» (хакасская народная сказка в обр. Г.Ф. Сысолятина), «Трусливый заяц» (хакасская народная сказка), хакасские народные сказки в обработке Б. Балтера: «Как муравей к лягушке в гости ходил», «Медведь и бурундук», «Два брата», «Адычах и Кечок», «Как бедняк бая обманул». 

 Рассказы

 «Про нос и язык» (Е.Пермя), «Белка и волк» (Л.Толстой), «Что легче?» (В.Осеева), «Волшебное слово» (В.Осеева), «Земляничка», «Большой и маленький» (Н.Яночкина).          

Поэзия

«Помощница» (А. Барто), «Зазвонил будильник» (Г. Ладонщиков), «Прилетайте же» (М. Карим), «Волчонок» (отрывок, Е.Серова), «Ёжик», «Лиса и крот» (Б. Заходер), «Доброе лето» (Н.Полякова), «Солнце в доме» (Е.Серова), «Врач» (И.Драч), «Хорошие мои дела» (А.Прокофьев), «Мой приятель воробей» (В.Левин), «Весёлый жилец» (М. Пляцковская), «Песенка о вежливом чижике» (Н. Гернет), «Муравей» (Э. Мошковская), «Снег» (Е. Андреева), «Птичница-отличница» (П.Синявский).

Региональные произведения: «Тополь в городе», «Ветер» (С. Ломкина), «Белка» (В.Степанов), «Синичка», «Мы и дождик» (Е. Дударева), «Мама» (М. Кильчичаков), «Снеговик переезжает» (В. Жданова), «Хозяйка» (П. Синявский).

Для запоминания

«Лучше нет родного края» (П.Воронько), «Кукольная колыбельная» (Г. Ладонщиков), «Подарок» (Е.Благинина), «Я одеться сам могу» (В.Зайцев), «Играйте вместе» (Г. Ладонщиков), «Март» (Л.Образцов), «Кричалка» (В. Бардадым).

  

Примерный перечень при ознакомлении с художественной литературой с детьми   старшего дошкольного возраста (5-6 лет):

Фольклорные заклички, песенки, потешки, приговорки, прибаутки

«Солнышко, покажись»; «Ах ты, радуга-дуга»; «Дождик, дождик, пуще»; «Дождик, перестань»; «Ой, ребята, та-ра-ра!»; «На болоте стоит пень»; «Вот сказали, воробья не слыхать»; «Иван, вырывай бурьян».

 Считалки.

«Раз, два, три, четыре, пять будем в прятки играть»; «Конь ретивый»; «Ёжик, ёжик, чудачок»; «Трынцы-брынцы-бубенцы».

 Сказки, легенды

«Как  собака друга искала» (мордовская сказка), «Пусть будет и соловей, и жук» (В.Сухомлинский), «Жеребята и щенята» (отрывок по Ю.Дмитриеву), «Праздник цветов» (по В.С. Моложавенко), «Жизнь цветка» (И.Г.Белавин), русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк»; «Как братья отцовский клад нашли» (молдавская сказка), «Бабушка метелица» (братья Гримм), «Аист и соловей» (В.Берестов), «Друзья в походе» (С.Михалков), «Медведь и бурундук» (сказка народов Севера), «Листок и комочек» (таджикская сказка), «Лёгкий хлеб» (украинская сказка).

Региональные произведения: С. Ломкина:  сказки из цикла «Солнечный зайчик»: «Принц Золотой лучик», «Путешествие по степи», «Опасный путь», «В гостях у барса», «Чудеса на земле и в небе», «В гостях у дедушки Арчола», «Бабушка Арина принимает гостей», «Слуги злой феи», «Знакомство с жеребёнком», «Хозяин тайги», «Лесные доктора», «Сам погибай, а товарища выручай», «Рыжая плутовка»; «Глухарь»; «Лесорубы»; «Не обижайте летучих мышей»; «Легенда об озере Шира»;  сказки хакасского народа: «Ловкий пастух», «Добрый Ылачын» (обр. А.Медведовской);  «Суг эзи и рыбак», «Чванливый шаман», «Беда» (обр.Б.Балтера); «Суслик и мышонок», «Лягушка и журавль» (обр. Г. Сысолятина); «Жадный глухарь»; «Подорожник» (легенда, Т. Крюкова).

 Рассказы

«Наш первый разговор» (С.Могилевская), «Как Маша стала большой» (по Е.Пермяку), «Сыновья» (В.Осеева), «Разговор деревьев», «Золотой луг»  (М.Пришвин), «Синичкин календарь» (В.Бианки), «Деревья» (И.П.Токмакова), «Гриб-боровик» (Н.Яночкина).

 Региональные произведения: И.Топоев: «Мячик», «Брат Карим».

 Поэзия

«Радуга» (Е.Благинина), «Мыльные пузыри» (Э.Фарджен), «Лежебока» (Э.Мошковская), «Журавли летят» (П.Воронько), «Лечу куклу» (П.Образцов), «Я не плачу» (Г.Ладонщиков), «Уши» (Э.Мошковская), «Наш доктор» (отрывки, А.Кардашов), «Жеребёнок» (К.Тангрыкулиев), «Цыплята» (М.Майн), «Дождик» (Б.Заходер), «Маме» (В.Шуграева), «Некогда» (Б.Иовлев), «Лисица-медсестрица» (В.Берестов), «Всё в порядке» (О.Сердобольский), «Дочка» (Л.Квитко), «О Брате» (И.Кульская), «В лесу» (М.Файзуллина), «Мамины руки» (М.Родина), «Праздничные дары» (Р.Рахимгулова), «На что похоже» (Т.Белозёров), «На пруде» (И.Бунин), «В лесу» (М.Матвеев), «Дождик» (Е.Трутнева), «Осень» (Ю.Капустин), «Ветер подул» (С.Егоров), «Туман и снег» (А.Тараскин), А.Барто: «Я лишний», «Медвежонок-невежа», «Я у мальчика спросила»; «Злодей» (В.Ерёмин),  «Ручей» (Т.Чибрикова), «Гимн Земле» (О.Звонарёва).

Региональные произведения: С.Ломкина: «Коза Белянка», «На болоте», «Луна и звёзды», «Месяц», «Чистоговорка», «Что такое Родина?», «Вербочка», «Ёлка»; В.Степанов: «Барс», «Глухарь», «Грачи», «Скворцы», «Дятел», «Снегири», «Сова», «Улитка»; Е.Дударева: «Одуванчик», «Приходи скорей, весна», «Из-за горки»; Н.Тинников (пер.В.Данилюк.): «Степь», «Жарки».

 Для запоминания

«Солнечные зайчики» (А.Бродский), «Старшая группа» (С.Махотин), «Наши друзья» (Г. Ладонщиков), «Есть в лесу под ёлкой хата» (П.Воронько), «Покормите птиц» (А.Яшин).

  

Примерный перечень при ознакомлении с художественной литературой с детьми   старшего дошкольного возраста (дети 6-7 лет):

Сказки, легенды, былины

«Мышь и воробей» (удмуртская сказка), «Мужик и медведь» (рус.нар. сказка, обр. А.Н.Толстого), «Птичья кладовая» (В.Сухомлинский); И.Г.Белавина, Н.Г. Найдёнская:  «Художник и лесовик», «Лиственные деревья. Березняк», «Берёзовая роща», «Хвойные деревья. Ельник», «Сосновый бор», «Смешанный лес», в пересказе легенды о цветах: «Одуванчик», «Незабудка», «Ромашка», «Ландыш», «Колокольчик»; «Бременские музыканты» (братья Гримм), «Сказка о весёлом мастере на все руки» (А.Томилин), «Зеркало» (С.Михалков), «Цветик-семицветик» (В.Катаев), «Про страну Шлораффию» (немецкая сказка), «Три дочери» (татарская сказка), «Зарытое золото» (украинская.сказка), «Охотник и змея» (удмуртская сказка, пер. З.Весёлой), «Золушка» (Ш.Перро), «Золотые руки» (башкирская сказка), «Морозко» (рус.нар.сказка), «Я похлещу тебя вершинами берёз» (легенда русского народа о Святогоре), «Небесные великаны» (легенда русского народа о временах года), «Илья Муромец» (былинный сказ, пересказ А.Н. Нечаева),  «Как Илья из Мурома богатырём стал» (былина, пер. И.В.Карнауховой), басня «Лебедь, рак и щука» (И.Крылов).

Региональные произведения: С. Ломкина: сказки из цикла «Солнечный зайчик»: «Знакомство с глазастыми красавицами», «Муравьиное семейство», «Лесные кружева», «Хакасский заповедник», «Жуки», «Прекрасные создания», «Кого надо бояться, а кого не надо», «Водный мир», «Общежитие для пернатых», «Целебное озеро Тус», «Таинственные курганы», «Грибная охота», «Времена года», «Праздник Ынархас»; «Легенда об озере Иткуль»; «Волшебница Гея»; хакасские народные сказки в обработке Г.Ф. Сысолятина: «Ворона и лягушка», «Медведь и мышь»; «Как ласточка огонь добывала»; «Человек и барс»; хакасская народная сказка в обр. Б. Балтера: «Волшебный чатхан»; хакасские народные сказки в обр. А. Медведовской:  «Лиса и лев»; «Жена охотника»; топонимическая сказка хакасского народа «О Белом и Чёрном Июсе» в обр. П.А. Троякова;  «Сказка о том, как спина бурундука полосатой стала», «Как птицы царя выбирали», «Сказка о том, почему Сарлаах рассердился», «Ячменное зёрнышко» (М. Кильчичаков, перевод Я. Козловского).

 Рассказы

«Всем понятный» (А.Митяев), «Два товарища» (Л.Толстой), «Белка», «В лесу» (Е.Чарушин), «Кем быть» (И.Токмакова), «Мамина работа» (Е.Пермяк), «О чём поют жаворонки» (Л.Стекольщиков), «Для чего ходят в школу» (Л.Каминский), «В лесу на реке» (Н.Сладков), «Про птиц и зверей» (Д.Горлов), «Лесная речка» (П.Снегирёв), «Заячьи лапы» (К.Паустовский), «Красные подснежники» (Н.Яночкина).

Региональные произведения: С. Ломкина: «День Победы», «Война»; И. Топоев: «Уважаемый человек»; Л.Катаева, М. Капсаргина из книги «Таёжный хоровод»: «Ель», «Сосна», «Лиственница», «Кедр», «Пихта», «Берёза», «Тополь», «Черёмуха».

Сказки и рассказы для пересказа

«Старик сажал яблони» (Л.Толстой), «Старый пёс» (В.Сухомлинский), «Гусь и журавль» (К.Ушинский), «Волк и коза» (басня, Л.Толстой), Е. Чарушин: «Журавль», «Барсук»;  «Лиса и журавль» (рус.народная сказка, обр. Л.Толстого), В.Осеева: «Три товарища», «Плохо»; Н.Сладков: «Косач», «Журавль» «Дятел».

Поэзия

«Удивительная грядка» (Ю.Коваль), Г. Люшнин: «Мастерица», «Строители»;  «Каравай» (Я. Дягутите), «Слава хлебу на столе» (отрывок, С.Погореловский), «Лось и лосёнок» (А.Бродский), «Про себя и про ребят» (Г.Ладонщиков),  «Отличные, пшеничные» (шведская нар. песенка в обр. И. Токмаковой), О. Высотская: «Мой брат уехал на границу», «Птичий дом»; «Мойдодыр» (К.Чуковский), «Песенка иголки» (И.Малярова), «Чем пахнут ремёсла» (Д.Родари),  С. Баруздин: «Каменщик», «Маляр», «Плотник»; «Бабушкины руки» (Л. Квитко), «Грядка» (В.Глущенко), «Грачи» (А.Прокофьев), «Зима недаром злится» (И.Тютчев), «День Победы» (А.Игебаев), И.Демьянов: «Одёжкин домик», «До свидания, детский сад»; «Подарок» (О.Карышева), «Быстрый ручей» (С.Пшеничных), «Мороз» (П. Киричанский), «Бабушка-забота» (Е.Благинина), «Дождик» (З.Александрова), «Незабудки» (Е.Серова), «Музыка» (О.Кровлева), «Бабушка» (С.Евдокимова), «Новая сказка про репку» (С.Шушкевич, пер. с белорусского В.Никандрова), «Зелёная аптека» (П.Синявский), «Все нужны» (Б.Заходер), «Весна-волшебница» (Н.Чанчиков), «Что такое здравствуй?» (Г.Листьев), В.Голяховский: «До восхода», «Водица-сестрица», «В лесу», «Грачи»; «Будь человеком» (С.Михалков), «Хлеб» (Б.Ходжи), «Друг» (В.Бредис), «Кто начинает день» (пер с белорусского Э.Огнецвет), «Очень много солнечного света» (А.Яшин).

Региональные произведения: С. Ломкина: «Зима», «Калина», «Лиственница», «Кукушкины тапки», «У берёзки слёзки», «Времена года»; Е. Дударева: «С весною не поспоришь», «Новогоднее», «Белянка», «Про белянки», «Первый снег», «Находка», «Радуга»; В.Степанов: «Горностай», «Норка», «Рысь», «Соболь», «Филин», «Хомяк», «Ящерица»; Н. Тинников: «Пой, хайджи», «Подснежник»; Н. Доможаков «Абакан», «Воробей» (пер. И.Авраменко), «Цветок» (пер. А.Ойслендер); И.Орлов «Наступает Новый год»; В. Томочаков: «Хакасия»; К.Петрова «Хакасия – мой край родной»; М. Кильчичаков «Черемша», «Колокольчики», «Лисенок», «В погожий день»; «Береза» (Г Казачинова, пер. В. Данилюк),  «Мне степь моя мила» (И. Котюшев пер. В.Семенов).

Для запоминания

Э. Мошковская: «Не верится», «Кислые стихи»; «Давайте дружить» (И. Мазнин), «Нас много, ребята» (З.Александрова), «Посидим в тишине» (Е.Благинина), «Детство» (отрывок, И.Суриков), «Новогоднее» (Е.Серова), «Берёзка» (А.Прокофьев).

 Сказки в стихах для чтения.

«Старуха, дверь закрой!» (народная сказка), «Жадный Вартан» (армянская народная сказка), «Седые волосы» (Д. Родари).